Эпиграф.ИНФО

Презентация каталога «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е. Н. Батуриной» в Москве: итоги собрания экспертов

Презентация каталога «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е. Н. Батуриной» в Москве: итоги собрания экспертов

В Москве состоялось одно из важнейших культуроведческих событий года – международное собрание экспертов, посвященное вопросам каталогизации частных собраний предметов искусства на примере работы над изданием «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е.Н. Батуриной».

Свое видение особенностей работы с частными и музейными коллекциями русского фарфора и других предметов искусства озвучили ведущие искусствоведы, выдающиеся деятели культуры, руководители и кураторы музеев.

Научный редактор издания, директор Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Наталия Сиповская рассказала об особенностях работы над каталогом «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е.Н. Батуриной» и об открытиях, ставших возможными благодаря масштабу и уникальному составу коллекции.

Из ее доклада собравшиеся узнали, что каталог «Война и мир в русском фарфоре» был создан на базе крупнейшей в мире частной коллекции русского императорского фарфора Елены Батуриной. Работа над академическим каталогом заняла семь лет, вовлекла более 100 специалистов, но появившееся в результате издание – более 1500 полос уникальных фото и текстовых материалов – стало прорывом в искусствоведческой науке о фарфоре.

Исследование исключительных по значимости произведений от Екатерининских времен до Временного правительства позволило составить настоящую энциклопедию императорского фарфора России, найти и включить в каталог более 1200 графических источников, 800 архивных свидетельств, более 300 имен заказчиков и первых владельцев, а порядка 50 проектов форм и оригинальных эскизов росписи публикуются впервые.

Три тома, озаглавленные в соответствии с включенными в них предметами «СЛАВА. Русский императорский фарфор: вещи поднесения», «ВОЙНА. Предметы с росписью военными фигурами» и «МИР. Парадный фарфор русского стола», содержат подробные описания 1500 предметов, части коллекции Елены Батуриной, и охватывают все значительные явления в истории русского фарфора, отражая также исторический и художественный контекст, восстановленные по архивным источникам даты создания произведений, историю их бытования.

Для участников конференции также была организована небольшая выставка предметов из коллекции Елены Батуриной.

Отдельным достижением авторов стал научный аппарат, в котором собраны результаты исследования форм и декоративных элементов русского императорского фарфора – например, впервые восстановлен полный состав альбомов с образцами обмундирования российской гвардии и армии времени Николая I, приводится подробный свод марок Императорского фарфорового завода, впервые публикуется каталог цветочных мотивов императорского фарфора и многое другое.

Это стало возможно исключительно благодаря кропотливой собирательской работе владелицы. Более того, экспертный анализ показал, что коллекция Елены Батуриной содержит около 500 уникальных произведений, не имеющих повторов в других собраниях. Стоимость такой коллекции, по мнению экспертов, очень сложно оценить даже приблизительно.

«Собрание русского и европейского фарфора госпожи Батуриной не просто масштабно и грандиозно по своему количественному и качественному составу, оно удивительно целостно. Именно эта целостность, последовательность и структурированность собрания делает коллекцию исключительно ценной. И я говорю не о материальной ценности, хотя она несомненна и внушительна – только по приблизительным оценкам речь идет о четверти миллиарда долларов – а, прежде всего, о ценности исторической, художественной, культурной и искусствоведческой», – отметила Наталия Сиповская, доктор искусствоведения.

Высочайшую оценку каталогу и коллекции дали также Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе музея-заповедника «Царское Село»; Игорь Духан, профессор и заведующий кафедрой искусства Белорусского государственного университета, доктор философских наук, член Европейского общества культуры и Академии архитектуры; Сергей Авдонин, директор государственного музея «Останкино и Кусково»; Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна и руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства.

Об истории и состоянии фарфорового искусства в Азербайджане рассказал Хазар Зейналов – искусствовед, заместитель директора Института архитектуры и искусства, доцент Института истории искусств Национальной академии наук Азербайджана.

Галина Цветкова, председатель Совета директоров Императорского фарфорового завода – продолжателя традиций и хранителя мастерства русского императорского фарфора, рассказала о современной жизни завода, произведениях, создаваемых по классическим и новейшим проектам и планах на будущее.

Был зачитан доклад, подготовленный для данной конференции совместно Джоном Боултом, создателем и директором Института современной русской культуры при Университете Южной Каролины, и Николеттой Мислер, профессором Университета востока Л’Ориентале, искусствоведом, международным экспертом по русскому искусству, руководителем центра по изучению русского искусства при Л’Ориентале.

«Мы решили объединить наши ресурсы и сказать несколько слов об этой необыкновенной, уникальной коллекции русского фарфора… Фарфор, как правило, относят к прикладному или «малому» искусству. Но этот статус опровергал еще основатель петербургского объединения «Мир искусства» Сергей Дягилев, утверждая, что простая акварель, эскиз или кусок фарфора могут быть столь же важны, как и классическая живопись маслом, а иногда сказать больше о своём времени. Очевидно, коллеги Дягилева Мстислав Добужинский, Константин Сомов и Сергей Чехонин, каждый из которых пробовал свои силы в искусстве фарфора, разделяли мнение Дягилева. Данная коллекция фарфора продолжает эти традиции. Забота, терпение, энтузиазм и целеустремленность, с которыми Елена Батурина собрала коллекцию, будь то отдельные предметы или целые сервизы, действительно достойны восхищения…», – заявили эксперты.

Каталог «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е.Н. Батуриной» уже доступен в российской и международной книжных палатах, Российской государственной и национальной библиотеках, книжном фонде РАН, библиотеках крупнейших университетов и музеев мира. Авторы проекта уверены, что содержащиеся в нем сведения помогут не только новым искусствоведческим открытиям, но и новому витку развития фарфорового искусства.



Новости Эпиграф.инфо