На фоне сокращения выручки, повышения себестоимости продукции, разрушения прежних логистических связей и проблем со сбытом совет директоров ГМК предложил общему собранию акционеров отказаться от выплаты итоговых дивидендов за минувший год. Менеджмент горно-металлургического гиганта при этом не исключает возможной выплаты промежуточных дивидендов в 2023 году.
Подавать ложные сигналы о прежней высокой степени финансовой стабильности в нынешние времена всеобщей экономической турбулентности не просто авантюрно, но даже преступно. Конечно, можно было бы пустить пыль в глаза 310 тысячам миноритариев за счет наращивания долга, вот только это история не про «Норникель».
Компания не считает возможным рисковать финансовой устойчивостью и высоким уровнем кредитоспособности, а потому предпочитает мнимому сохранению деловой репутации реальное, а оно состоит в честном и открытом подходе к работе с акционерами и инвесторами. И те, и другие не могут не понимать, что последний год был в экономическом смысле невероятно трудным. Отсюда и столь непопулярное решение.
«Это сложное решение, которое вызвано экстраординарными обстоятельствами. Внешняя среда не только привела к ухудшению финансового состояния компании, но и поставила «Норникель» в условия высокой степени неопределенности», - так прокомментировал решение совета директоров старший вице-президент «Норникеля» Сергей Малышев.
Причин для принятия рекомендации, ставшей для многих финансовых аналитиков неожиданной, множество. Взять хотя бы нарастающие геополитические риски: они уже негативно сказались на финансовых показателях ГМК, существенно усложнили ее операционную и сбытовую деятельность, заставили скорректировать некоторые стратегические проекты.
В минувшем году «Норникелю» пришлось столкнуться с сокращением выручки и увеличением себестоимости продукции. «Свободный денежный поток сократился в 10 раз - до 437 млн долларов (самый низкий за последние 5 лет), чистый долг вырос вдвое или на 4,9 млрд долларов (наибольший прирост за последние 10 лет).
Помимо уже реализованных негативных сценариев – снижение выручки, рост себестоимости, разрушение традиционных логистических цепочек, проблемы со сбытом и необходимость корректировки инвестпроектов – компания не исключает усиления внешнего давления», - поясняет позицию менеджмента ГМК Сергей Малышев.
Внешнее давление действительно нарастает: того гляди введут новые санкции на весь металл из России. К тому же, на ближайшие три года аналитики видят риск низких цен на металлы платиновой группы, а ведь они приносят львиную долю дохода компании. А ведь согласно «Положению о дивидендной политике» при составлении формулы дивидендов учитывается в том числе «циклический характер рынков металлов, а также необходимость сохранения высокого уровня кредитоспособности общества».
Еще одна причина рекомендации - ожидаемое увеличение налоговой нагрузки. Как известно, в планах государства предусмотрено введение разового сбора из сверхприбыли за финансово успешные 2021–2022 годы. Подсчитано, что «Норникелю» придется внести в казну дополнительные 18 млрд рублей.
Но и в этих условиях компания считает своим долгом довести до конца беспрецедентные по масштабу социальные и экологические проекты.
«ГМК продолжает выполнять все социальные обязательства и инвестиционную программу по ключевым стратегическим проектам и инициативам в российской Арктике. Компания в полном объеме финансирует свою часть Комплексного плана развития Норильска. Уже в этом году «Норникель» планирует завершить первый этап ключевого экологического проекта, Серной программы на Надеждинском металлургическом заводе, что позволит практически вдвое сократить выбросы диоксида серы в Норильске», - рассказал старший вице-президент «Норникеля».
Менеджмент ГМК допускает выплату промежуточных дивидендов в 2023 году при условии хорошего денежного потока. Аналитики считают, что это вполне реально, так как в этом году «Норникель» будет распродавать оборотный капитал, накопленный за счет роста запасов металлопродукции. Это приведет к дополнительным дивидендам в будущем.