Эпиграф.ИНФО

Автор "Тотального диктанта-2018" Гузель Яхина: "Мне было сложно решиться начать писать"

4846
Автор "Тотального диктанта-2018" Гузель Яхина: "Мне было сложно решиться начать писать"

"Эпиграф.инфо" задал Гузели несколько вопросов:

– Что вы слышали про Новосибирск до того, как побывали здесь?

– Слышала про научный городок.

– Джоан Роулинг писала, что ей до сих пор приходится отвоевывать у семьи время на работу. А как у вас в семье относятся к тому, что вы пишете?

– Я очень признательна, что мои близкие поддержали меня. Я не могу сказать, что решение писать вызвало восторг или бурное негодование. Нет, это было спокойное отношение. Мы уважаем мнения друг друга.

– Вас легко вывести из равновесия?

– Да, очень легко. Например, нечестность и безответственность заставляют меня волноваться.

– Существует явление женской прозы. Можно вспомнить Людмилу Улицкую, Марину Степнову, Елену Чижову, Анну Козлову. Причисляете ли вы себя к этому ряду?

– Как я понимаю, под женской литературой подразумевают литературу, написанную женщинами, о женщинах и для женщин. Я не считаю, что, например, произведения Улицкой и Чижовой можно назвать женской литературой. Мне кажется, это сложные, интеллектуальные романы, которые интересны всем без разделения по гендерному признаку. Что касается моего романа, то я предоставлю критикам решать, к какой категории его причислять, на какую полку его поставить. Я спокойно отношусь к любой полке, на которую ставят мой роман, главное, чтобы его читали. Для меня читательский интерес гораздо важнее. Кто-то называл книгу «Зулейха открывает глаза» продолжением лагерной прозы (что меня, конечно, удивляло и льстило), кто-то называл ее легковесным женским романом, кто-то считает ее антисталинской, кто-то – просталинской. Очень много разных оценок, это не плохо, это здорово. Различие во мнениях подхлестывает интерес к роману.

– Вы пробовали писать стихи?

– В детстве, все пишут в детстве. Школьные годы чудесны.

– На пресс-конференции вы упоминали о том, что любите советские фильмы. Какие и почему произвели на вас наиболее сильное впечатление?

– Для меня в советском кинематографе, конечно, несколько главных фигур. В первую очередь, это Сергей Эйзенштейн, все его фильмы, в том числе несохранившийся, который называется «Бежин Луг» и который повлиял на написание романа «Зулейха открывает глаза». Это фильм, снятый в 30-ые годы и запрещенный к показу буквально за пару дней до того, как его монтаж был практически закончен. Картина посвящена теме коллективизации, она называется «Бежин Луг», так как действия происходят в тургеневских местах, она показывает, что случилось с крестьянами во время советской власти. Фильм невероятно талантливый, но при этом, наверное, он и очень страшный. Сохранились фотографии со съёмок и сценарий, с ними можно ознакомиться в интернете. Когда я готовилась к написанию романа, я вдохновлялась тем, что осталось от этого фильма.

Фигура номер 2 – это Андрей Тарковский. Мой любимый фильм, который я смотрела бессчётное количество раз, это «Андрей Рублёв». Каждый раз, когда я его смотрю, я нахожу что-то новое, это всегда какие-то новые ответы на те вопросы, которые возникают в течение жизни.

2901183

Гузель Яхина - автор "Тотального диктанта-2018"

 

– Какие советы вы бы могли дать молодым людям, желающим развиваться в писательстве?

– Здесь не может быть каких-то конкретных советов, все очень индивидуально. Я делюсь какими-то своими секретами, элементами творческой кухни, но понимаю, что для другого человека это не сработает. Эти секреты нужно выработать самому, просидеть много часов, написать много страниц. Главный совет – не бояться. Этот совет мне дали самой, когда я спросила: «А что вы посоветуете молодому автору?»

– Вы не боялись, когда писали роман? Не было страха, что его не примут?

– Когда я писала роман, был не страх, а было сложно решиться на то, чтобы начать это делать. Я была уже достаточно взрослая, было сложно отодвинуть какие-то другие проекты на долгий срок. На то, чтобы принять это решение, у меня ушло два года.

– Буквально несколько дней назад Минкульт отозвал прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина». В нем критики усмотрели экстремизм и искажение истории страны. Как вы считаете, стоит ли придавать такое серьезное значение сатирическому фильму?

– Я не смотрела этот фильм, не успела. Не знаю, посмотрю ли я его теперь. Не думаю, что тема смерти Сталина – это тема для шуток, но также я не считаю, что фильм было необходимо запрещать. Сейчас это сыграет на руку картине, все захотят его посмотреть. Наверное, посмотрят в интернете.

– Также вы упоминали о рассказе на политическую тематику. А какой политической позиции вы придерживаетесь касательно выборов 18 марта 2018 года?

– Я предпочитаю не комментировать политические моменты. Это те вещи, которые в любом случае вызывают раскол. А мне нравится делать то, что объединяет людей. Я не считаю, что я имею право агитировать «за» или «против» кого-то. Мне кажется, очень важно голосовать. А в вопросе «за кого голосовать?» - я не советчик. Я лучше буду писать. Все, что касается политики, я предпочитаю высказывать в текстах. Они не предполагают двойного толкования.

Артем Фаллер



Новости Эпиграф.инфо