В Министерстве энергетики рассказали, почему цены на бензин в этом году не будут расти. О ситуации на рынке нефтяной продукции рассказал замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
Потребление топлива — важнейший показатель экономической активности в мире, стране и в регионах. Во время пандемии коронавируса экономическая активность снизилась повсеместно, соответственно уменьшилось потребление топлива.
Во-первых, снизился спрос.
После введения режима самоизоляции мобильность населения стала гораздо меньше. В России, по оценке специалистов, уже в конце марта спрос на автомобильный бензин в разных регионах упал от 35 до 50 процентов. Спрос на дизельное топливо также уменьшился, хоть и не настолько: дизель используют грузовики в коммерческих перевозках. В два раза снизилось потребление керосина в связи с сокращением авиасообщения. Потенциал НПЗ с большим запасом перекрывает этот сниженный спрос.
«Люди стали меньше ездить, авиаперелёты сократились - причины снижения понятны. Потребление газа упало на 5-10%: отчасти это связано с тёплой зимой, отчасти - со снижением потребностей промышленности и малого бизнеса», отметил Павел Сорокин в инетервью Информационному центру по мониторингу ситуации с коронавирусом.
Во-вторых, цена сырья стала значительно ниже.
В период экономической стабильности, когда нефть стоит дорого, управляющим органам приходится стимулировать переработчиков с помощью демпфирующего обратного акциза. Государство частично компенсирует производителям разницу цен, чтобы на внутрироссийский рынок шло достаточное количество топлива, а цены на него не поднимались выше уровня инфляции. Сейчас, вдобавок к снижению спроса на топлива, упала мировая цена на нефть.
Увеличилась конкуренция.
Независимые сети в регионах уже вынуждены немного снизить цены, чтобы стимулировать спрос. Низкий спрос, низкая цена сырья и высокая конкуренция — именно эти три фактора, по мнению ведомства, не позволят рынку повышать стоимость продукта.