Эпиграф.ИНФО

Галина Юзефович: «Чтение должно быть осознанным»

4388
Галина Юзефович: «Чтение должно быть осознанным»

Галина Юзефович – известный литературный критик, в 2002 и 2003 годах входила в состав жюри премии «Национальный бестселлер», в настоящий момент постоянно сотрудничает с журналами «Эксперт», «Русский Newsweek», Marie Claire, публикует колонки на сайте Полит.ру. Она рассказывает газете «Эпиграф», как нужно читать книги.

Как можно оценить состояние современной художественной литературы в нашей стране в настоящее время? Сегодня и читают мало, и писателей современных мало кто знает. Почему не знают и почему не читают?

Наверное потому, что у нас, действительно, писателей довольно мало. Честно скажем, мы русскую литературу привыкли воспринимать как нечто великое. При упоминании фамилии Пушкин сразу выскакивает: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Так вот, мне кажется, что нам уже давно пора отойти от этой картины мира, потому что литература – хорошая, крепкая, национальная – у нас есть.

Литература, соответствующая численности населения и масштабам страны, большая хорошая литература. Почему же о ней мало знают, объясняется тем, что хороших писателей немного. И то, что их не знают, неправда. Тех, что есть, тех, кто работает на более или менее широкие круги читателей, – знают, и знают хорошо. Например, Людмила Улицкая – живой современный писатель, у которой регулярно выходят новые книги. Встречи с Гузель Яхиной собирают полные залы.

А сколько должно быть читателей у писателя, чтобы он ощущал себя величиной в литературе?

Смотря какой писатель. Если брать условную Донцову, то для нее миллион читателей – ну так, нормально. Для другого писателя даже двадцать тысяч читателей – уже замечательно. Очень многое зависит от самого писателя. Не каждый из них пишет на миллионную аудиторию, это нормально. Точно так же, как кто‑то идет петь в оперу, где его будут слушать знатоки и меломаны, а кто-то собирает стадионы.

А как выбирать, что именно читать? В любом магазине сотни тысяч названий и авторов.

Правильный вопрос. Мы почему‑то привыкли, что книги отличаются от любых других товаров. В действительности, к примеру, любая нормальная женщина всегда знает, крем какой марки ей подходит. Она не пойдет в магазин одежды, где продают джинсы той марки, которые на нее не садятся. Когда мы готовимся к какому‑то шопингу, мы же не планируем схватить импульсивно какую‑то вещь, не подумав перед тем, что мы с ней будем делать. Точно так же нужно поступать и с книгами. К покупке книг тоже надо подходить осознанно. И это на самом деле не так сложно.

Я с удивлением обнаружила, что огромное количество людей не запоминает ни авторов, ни названий книг, которые они прочитали. Начинаешь пересказывать, вспоминают: ага читали; называешь им автора: Людмила Улицкая, «Казус Кукоцкого». Читали, но не запомнили. Я думаю, это происходит потому, что люди не склонны заполнять память не нужной им информацией. Она представляется им избыточной. Им кажется, прочитал книжку и всё; о том, что когда‑нибудь им захочется прийти в магазин и еще купить книжку, они не думают.

А на самом деле, неплохо было бы знать, на что ориентироваться, и запоминать авторов, книги которых тебе понравились. Если вам понравилась одна книга этого автора, скорее всего, понравится и другая.

Можно выбирать книги по рекомендации тех людей, мнению которых вы доверяете. Допустим, кто‑то из писателей рекомендует книгу другого писателя. Если вам его книги нравятся, наверняка понравится и рекомендуемая книга.

Надо запоминать названия издательств. Если в каком‑то издательстве вышла хорошая книга, а ты уже читал книги этого издательства, или в какой‑то серии вы уже прочитали пять книг, то вам понравится и шестая.

Повторюсь, к выбору книг нужно подходить осознано. Не нужно ждать, что интересная книга на нас откуда‑то упадет. Если какие‑то авторы, серии вам не понравились ни в первый, ни даже во второй раз, если вы решили дать книге такой шанс, лучше в этом направлении и не искать. Нужно пробовать что‑то другое.

Сегодня есть очень много блогеров, которые пишут про книжки. При этом не нужно читать всех. Найдите тех, кто вам посоветует, исходя из вашего прошлого опыта чтения, такую книгу или автора, которые вам понравятся. Можно читать критиков: меня, Наталью Короткову в Ленте.ру, Наталью Ламыкину.

Мне, например, очень нравится иркутский блогер Ирина Распопина, которая ведет прекрасный, яркий, остроумный книжный блог. Ее очень интересно читать и у нее очень хороший литературный вкус. Если вам понравились книги, рекомендуемые тем или иным блогером, следуйте за его вкусом и дальше. Если нет, ищите другого.

До кризиса 2008 года был журнал «Что читать». А сегодня есть профессиональные издания, где можно найти информацию о книгах и чтении?

Сегодня есть такой ресурс – «Горький медиа». Это проект о книгах с ежедневным обновлением и прекрасными авторами. Можно начать с него, а дальше уже читать по рекомендациям тех авторов, которые его делают: Елена Макеенко, Анастасия Завозова. Про чтение нужно думать и планировать точно так же, как и любые другие дела, если человек от чтения хочет получать удовольствие.

А то можно прийти в магазин, пролистать то, что выложено на верхней стороне прилавка, решить, что ничего не нравится, русская литература умерла и вообще современная литература умерла, и пойти перечитать Диккенса. Это тоже подход, но если есть желание читать современную литературу и получать удовольствие от чтения, этим нужно заниматься.

А есть ли писатели, которые пишут про современность, про то, что происходило не сто и пятьдесят лет назад, а хотя бы в прошлом десятилетии?

Есть, но очень мало. Сейчас какое‑то мутное время. Про современность пишут мало, про девяностые пишут и написали уже много. А вот про здесь и сейчас почти ничего нет. Зато сейчас, наконец, начали писать про русский двадцатый век со всеми его ужасами и травмами. И очевидно, сейчас основная работа писателей идет вот в этом периоде: «Авиатор» Водолазкина, «Обитель» Прилепина, «Зулейха открывает глаза» Яхиной.

Все эти книги про травму двадцатого века, они помогают современному человеку пережить эту травму, переосмыслить, понять, что в любом аду были хорошие дни, светлые моменты, а не один сплошной беспросветный ужас. Ведь у каждого из нас есть в этом месте свербение, потому что русский двадцатый век – это либо ужас, либо кошмар.

Каких авторов сегодня издают? Почему нет литературы на национальных языках?

Нужно понимать, что литература сегодня вещь коммерческая. Поэтому у нас практически не издают литературу на национальных языках. Почти все писатели пишут на русском языке, и это нормально. Чтобы тебя читали, нужно писать на том языке, где у тебя будет больше читателей.

Подготовила Ольга Еренкова



Новости Эпиграф.инфо