Эпиграф.ИНФО

Анатолий Узденский: «Мною движет надежда»

4337
Анатолий Узденский: «Мною движет надежда»

– Анатолий Ефимович, дорогой, какими судьбами в родном Новосибирске?
– Ну, что за странный вопрос? Я уехал 15 лет назад, но возвращаюсь сюда по 5 раз в год. До сих пор считаю, что в Москве я просто в творческой командировке (улыбается). Стараюсь по мере возможностей следить за театральной жизнью столицы Сибири. Очень понравился новый спектакль «Социопат» в родном «Старом доме».

– Что еще посмотрели в «Старом доме»?
– Андрюша Прикотенко позвал меня на свой «Вишневый сад». Симпатичный спектакль.

– Как изменился «Старый дом» за время вашего отсутствия?
– Естественно, слежу за самочувствием труппы. Рад, что появились интересные ребята. Когда-то роль в спектакле «Саня, Санька, Александр» стала одной из любимейших. К сожалению, играли мы эту вещь не очень долго: сразу несколько участников спектакля покинули театр. Вводить других артистов было очень сложно – когда материал застроен на определенные индивидуальности, лучше ничего не трогать…

– Выходит, незаменимые-то – есть!
– Ну, это только в политике есть незаменимые люди (хитро улыбается)… А в искусстве не так. Хотя вот ушел из жизни Михаил Ульянов – и я до сих пор не вижу, кто мог бы его заменить! Нет у нас сейчас артистов такого масштаба. Взять хотя бы его роль в картине «Ворошиловский стрелок» – ну, ни грамма фальши, веришь каждому слову и движению!

– Ульянов, конечно же, был из разряда титанов. А вот, к примеру, нынешняя суперзвезда «Современика» Чулпан Хаматова способна стать великой?
– Чулпан – это моя любовь со времен фильма «Лунный папа»: там же от нее просто глаз отвести нельзя! Был счастлив работать с ней в спектакле «Три сестры», где она играла Ирину, а я Чебутыкина. Прекрасны ее роли и в «Трех товарищах», и в «Мамапапасынсобака», и в «Двое на качелях», и в «Грозе»… Сейчас в «Современнике» она по сути взяла творческий отпуск и в основном занята в спектаклях Театра наций. Надеюсь, переход в новый коллектив, в другую актерскую возрастную категорию раскроет новые грани ее сумасшедшего таланта.

– Ощущаете ли особый дух «Современника», где служите уже почти полтора десятка лет?
– Очень уважаю художественного руководителя нашего театра Галину Борисовну Волчек, она незаурядный человек. Прекрасно понимает обе профессии – актера и режиссера. К артистам – всегда с большим сочувствием, старается всегда идти навстречу.

– Есть ли спектакль в репертуаре «Современника», про который вы могли бы сказать: «Как жаль, что не занят в нем…»?
– Осенью Миша Ефремов начнет репетиции спектакля по пьесе Вани Охлобыстина. Это история о театральном закулисье, довольно смешная. У меня уже был положительный опыт сотрудничества с Ефремовым в «Шарманке». Надеюсь, займет меня и здесь. Премьера запланирована на декабрь.

– Где у вас больше любимых мест – в Новосибирске или в Москве?
– Я приехал в столицу отнюдь не молодым человеком, поэтому тщательно изучить ее времени толком не было. Хорошо знаю Москву разве что внутри Садового кольца. Купеческие особняки столицы – великолепны. Немноголюдные вечерние бульвары – потрясающие. Москва зеленая, чистая, ухоженная – красота! Не любить Москву невозможно. Хотя жить там тяжело.

В Новосибирске тоже люблю самый центр: Первомайский сквер, Дом актера – «это все мое родное». А еще мне очень дорога улица Восход, где я жил в конце 90-х. Вообще, люблю здесь все, что связано с молодостью, когда окружающие тебя реалии впитывались, а не отторгались.

– Бытовые условия устраивают?
– Несколько лет снимал жилье на «Площади Ильича». Теперь живу в служебной квартире на Покровке. Очень удобно – до театра буквально 200 метров. Приехав в Москву в моем возрасте, купить там квартиру – мало реально. Если ты занимаешься актерским делом, а не всякими махинациями.

– Вы сами ставили спектакли в Новосибирске, Томске – а что в столицах?
– Пока не довелось. А в Новосибирске после отъезда срежиссировал два спектакля в Доме актера: «Мотылек» и «Муж, жена, друг, подруга». И сам играл в обоих. Публике нравилось.

– Впечатляет число ваших ролей на телевидении и большом экране – более 60. А что самое трудное в кино?
– Самое трудное – роль получить! Все остальное – ерунда (улыбается).

– Какие съемки и чем запомнились?
– Сильнее всего запоминается участие в несостоявшихся фильмах. Как-то снимался у Чухрая. Кастинг шел – год! Ну, Павел Григорьевич очень тщательно ко всему подходит. Отстоял меня перед продюсерами, что советовали взять на мою роль Маковецкого или Ефремова. Чухрай тогда им ответил: «Узденский – именно тот, кто мне нужен!» Картина называлась «Москва 400»: киногруппу «Мосфильма» отправили на Семипалатинский полигон снимать испытательный взрыв водородной бомбы, и никто понятия не имеел, насколько это опасно.

– Какие фильмы без вашего участия видели – «Движение вверх», «Салют-7»?
– Не смотрю картины, которые продюсирует канал «Россия» с последующим показом в телеэфире. «Аритмию» вот посмотрел с удовольствием. Хороший фильм, без лишних понтов.

– Любопытно, что известный новосибирский режиссер Сергей Афанасьев из киноновинок последних лет тоже отмечает именно «Аритмию»…
– Ну, мы же с Сережей из одного времени… И понимаем, кто что умеет делать.

– А что для вас – классный фильм?
– Есть такая байка. Молодой режиссер спрашивает опытного коллегу, как снять хороший фильм. Тот отвечает: «Возьми хороших артистов, они тебе все сами сыграют!» Была громкая история с Романом Балаяном. Его после успеха фильма «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским пригласили на постановку в «Современник». Артисты вышли на сцену, спрашивают, кому что делать. Тот говорит: «Играйтесь!» А сам смотрит на них сквозь камеру из пальцев. Две недели твердил: играйтесь. А незадолго до премьеры обратился к артистам: «200 долларей дам тому, кто декорации сожгет!» Желающих не оказалось. Тогда он встал и ушел. И больше его в театре не видели. Это я к чему? Режиссер кино и театра – разные профессии.

У киноартистов – тоже интересная жизнь: сегодня работы нет – но ты не знаешь, что будет завтра! (улыбается). Но надежда и оптимизм живут внутри. Без этого просто нельзя.

Юрий Татаренко
Фото: belnaviny.by



Новости Эпиграф.инфо