
В июне этого года популярный агрегатор сервисов обмена криптовалют BestChange будет отмечать 18-летие. В честь такого события создатель ресурса Денис Мальков впервые дал большое интервью, в котором рассказал о мотивации, ситуации на российском рынке крипты, борьбе с регулятором и будущем проекта.
– Почему вы решили выйти из тени?
– Я никогда не стремился сохранять анонимность, просто не понимал, как пользователям BestChange может пригодиться знание о моем участии в проекте. Если условная Tesla прочно ассоциируется с Илоном Маском и во многом выезжает на его харизме, то BestChange завоевал репутацию одной из лучших специализированных площадок без медийных приёмов.
Что изменилось сейчас? Наверное, просто пришло время ответить на накопившиеся вопросы. К тому же в этом году мы реализовали много долгожданных изменений, которые должны кратно улучшить пользовательский опыт. Такими достижениями всегда хочется делиться лично.
– Расскажите немного о себе. Давно ли вы пришли в сферу криптовалют?
– Я родился в Казахстане, жил в России, сейчас базируюсь в ОАЭ, здесь же расположен наш офис. Еще со школьной скамьи увлекался всем, что связано с разработкой: осваивал Delphi, пробовал создавать сайты – стандартная история для начала 2000-х.
На третьем курсе университета (это был 2007 год) создал первую версию BestChange. Изначально платформа использовалась для отслеживания котировок обмена WebMoney и E-gold, криптовалюта добавилась в 2012 году, когда появились первые обменники с биткоином.
В 2016 – 2017 годах о биткоине узнала широкая общественность, криптовалюта перестала восприниматься как шутка, и BestChange буквально оказался в эпицентре событий.
– Почему именно агрегатор обменников?
– Электронные валюты мне были интересны всегда. Сначала я просто пытался понять, как это все устроено, как работают обменные онлайн-пункты и как можно извлечь выгоду из разницы котировок.
Потом влился в эту сферу сам, став администратором одного из таких пунктов. Параллельно я наблюдал за развитием агрегаторов. Идея показалась мне весьма перспективной, среди пользователей такие сервисы востребованы, а сама бизнес-модель позволяет расширять аудиторию без существенных затрат на персонал.
– В какой стране зарегистрировано юрлицо?
Как я уже говорил, наша штаб-квартира находится в ОАЭ, но есть и российский офис. Один проект работает для международного рынка и активно развивает свое присутствие за рубежом, второй реализует сервис для отечественных пользователей.
– На чем зарабатывает сервис?
– Источником дохода служит пользовательский трафик. Люди ищут лучшие курсы и честные отзывы об обменниках.
– Сколько людей сегодня используют BestChange?
– Сейчас наша постоянная аудитория составляет более 1,1 млн человек в месяц. Это на 15% больше, чем в прошлом году.
– Какие активы популярны среди российских пользователей?
– Точную статистику с разбивкой по странам получить непросто из-за того, что пользователи массово используют VPN. Однако если взять весь русскоязычный сегмент, то там тройка лидеров долгие годы остается неизменной: это USDT, биткоин и российский рубль.
– Какое число обменников сегодня представлено на вашей платформе?
– Их число постоянно меняется. Для русскоязычного сегмента сейчас добавлено 548 обменников, из них активны чуть менее 500. В англоязычном сегменте у нас 404 обменника в листинге (активны около 380). Но поскольку большинство сервисов в этих списках пересекаются, количество уникальных работающих сервисов на обеих версиях сайта – 571.
– Как обменнику попасть в ваш агрегатор? Что является причиной для исключения из списка?
– Условия включения обменного пункта в мониторинг BestChange подробно изложены на нашем портале. В их числе: сайт, функционирующий в активном режиме минимум 6 месяцев с момента начала работы с клиентами, доступный суммарный резерв денежных средств не менее 10 000 долларов, быстро отвечающая служба поддержки и другие требования.
Каждый сервис дополнительно проверяется, чтобы минимизировать риски для пользователей. К примеру, мы сразу отсеиваем сервисы, которые демонстрируют подозрительную активность либо несерьезное отношение к взятым обязательствам.
– Ваша платформа регулярно попадает в поле зрение РКН. С чем это связано?
– Масштаб нашего противостояния с РКН несколько преувеличен. В реальности блокировки сайта BestChange случаются даже реже, чем приходят запросы от правоохранительных органов, на которые мы отвечаем, иногда даже доходит до суда.
Здесь надо понимать, что РКН – не более чем исполнитель (они сами не инициируют блокировки), а правоохранительные органы зачастую не хотят подробно вникать в специфику сайтов, которые они блокируют.
Поскольку наш сайт находится в топе поисковых выдач по запросам, связанным с криптовалютой, то он тоже иногда попадает под блокировки. Но, повторюсь, происходит это не так часто, как может показаться при просмотре новостей.
– Подпадает ли BestChange под определение криптовалютной платформы?
– Агрегатор BestChange – не криптовалютная платформа, а агрегатор наподобие некоторых сервисов «Яндекса». Мы не занимаемся популяризацией криптовалюты и никак не рекламируем обменники, которые представлены в мониторинге на сайте. Мы – сервис по агрегации лучших курсов и пользовательских отзывов.
– Что можете сказать о регулировании деятельности криптоплатформ в России?
– На мой взгляд, текущие методы регулирования далеки от совершенства. Многие блокировки вводятся не глядя, а правила для операторов обмена цифровых валют фактически отсутствуют. Впрочем, запрета на оборот тоже нет, что уже хорошо.
Со своей стороны, хочу добавить, наша команда всегда открыта к диалогу с законодательством. Будет здорово, если общими усилиями нам удастся создать цивилизованный рынок.
– Как вы оцениваете состояние крипторынка в России?
– На фоне санкций интерес к обмену вырос, но глобально рынок не изменился. Единственное, что мы фиксируем – рост уровня просвещения в вопросах криптовалют.
– Не так давно ЦБ предложил разрешить сделки с криптовалютами только квалифицированным инвесторам. Если инициатива будет одобрена, каковы окажутся последствия?
– Это не должно повлиять на рынок. В худшем случае такие операции станут рискованными и дорогими, но криптовалюты для инвестиций будут по-прежнему доступны.
– В 2022 году СМИ сообщали об увеличении числа блокировок транзакций, проводимых сервисами на BestChange. Какие шаги были предприняты в ответ?
– Хотя расширение AML-проверок и не было нашей инициативой, мы, разумеется, не могли оставить этот шаг без внимания. Во-первых, была проведена работа над информированием пользователей: на сайтах обменников появились краткие AML-требования, с которыми необходимо ознакомиться при создании заявки.
Во-вторых, мы усилили контроль. Теперь каждый AML-кейс тщательно проверяется нашими специалистами. В-третьих, были введены новые, более строгие требования к обменникам по части репутации (к примеру, они должны соответствовать требованиям FATF).
И, наконец, мы реализовали AML-инструмент, который позволяет проводить самостоятельные проверки средств до их отправления. Для посетителей, которые планируют совершить обмен криптовалюты, на сайте BestChange предусмотрена возможность проведения AML-проверки криптоадреса, с которого или на который планируется отправка криптовалюты.
AML-анализатор позволяет осуществить проверку криптоадреса как для приема монет (нативных криптовалют, таких как BTC, ETH, LTC, DOGE, TRON, XRP), так и токенов (активов, созданных посредством смарт-контрактов на базе существующих блокчейнов) в различных сетях, например, используя технические стандарты ERC20, TRC20, BEP20.
– Существуют ли ограничения на использование BestChange гражданами каких-либо стран?
– Нет, мы стараемся быть доступными для всех. Некоторые обменники пытались ввести ограничения, но мы в качестве компромисса предложили исключить из отслеживания направления с конкретными валютами. Таким образом ситуацию удалось урегулировать.
– Можно ли через обменники на BestChange совершать анонимные транзакции?
– Технически это возможно, однако мы это не поощряем. Многие обменники сейчас следуют общему тренду на деанонимизацию и внедряют AML-проверки для рискованных транзакций.
– Сотрудничает ли BestChange с правоохранительными органами?
– Мы не храним личные данные пользователей, а в случае официальных запросов от правоохранителей можем предоставить только небольшую часть информации (вроде журнала логов).
– Недавно BestChange провел ребрендинг. Планируете ли вы еще какие-либо обновления?
– Разумеется, BestChange продолжает развиваться. Мы обновили визуальную концепцию в социальных сетях, а в скором времени ребрендинг пройдёт на сайте. Кроме того, в планах запуск нескольких способов взаимодействия с мониторингом. Сейчас я не готов делиться подробностями, скажу лишь, что взаимодействие с платформой станет еще удобнее и за анонсом обновлений можно следить в официальном комьюнити бренда.
По материалам pronline.ru