В России уже не первый год активно обсуждают возможность и целесообразность ввести укороченную рабочую неделю. В августе Федерация независимых профсоюзов России направила в министерство труда предложение сократить рабочую неделю до четырех дней при сохранении зарплат. В ближайшее время в Минтруда состоится совещание на котором планируется обсудить пилотный запуск четырехдневной рабочей недели на предприятиях, входящих в нацпроект по повышению производительности труда.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил министерству до 30 сентября представить свою позицию о перспективах перехода на сокращенную рабочую неделю. При этом глава правительства подчеркнул, что переход должен сопровождаться не только сохранением уровня зарплат, но и ростом производительности труда. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин отмечал, что переход на четырехдневную рабочую неделю возможен в долгосрочной перспективе, однако в ближайшие несколько лет вопрос не будет решен.
Как заявил вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, хорошей площадкой для эксперимента могут быть госорганы, так как именно в этой сфере процессы организации труда зачастую неэффективны.
Замминистра экономического развития Петр Засельский в своем интервью газете «Известия» уточняет, что в рамках нацпроекта этот вопрос еще не слишком проработан, и конкретных параметров введения укороченной недели пока нет. «На предприятиях... работники 30-40% времени ничего не делают. Наша задача не в том, чтобы сократить рабочий день, а в том, чтобы они смогли делать его полезным. Вывод о том, нужно сокращать рабочий день или нет, встанет после апробации этих методик на очень большом количестве предприятий».
Идея сокращения рабочей недели пришла с Запада. По данным опроса Общества управления людскими ресурсами (SHRM), в этом году уже 15% компаний развитых стран предлагают некоторым своим сотрудникам работать по четыре дня в неделю. За год таких компаний стало больше на 2%. Суть новшества — пятидневный рабочий график сжимается до четырехдневного путем добавления дополнительных двух часов компенсации в каждый рабочий день. То есть вместо привычных 8–9 часов в день сотрудник проводит на работе по 10–11 часов, но имеет три выходных в неделю. Эксперты назвают в числе плюсов такого графика следующие:
1. Некоторых сотрудников может мотивировать идея трех выходных и повысить их производительность в рабочие дни.
2. Движение по карьерной лестнице. Многие работодатели ценят трудоголиков, которые не спешат покидать офис в 19 часов. Официально работая по 10–11 часов в день, можно заслужить и дополнительную благосклонность начальства.
3. Сотрудники реже отвлекаются от работы, которую нужно выполнить за неделю, и стараются решить все дневные задачи, не откладывая на завтра. Ведь пятого дня для доработки и исправления ошибок уже не будет.
4. Возвращаясь домой поздно вечером, работники не теряют время и энергию в пробках и в набитом транспорте.
5. Сотрудники могут сами выбирать рабочие дни, что также может повысить производительность. Не все хотят начинать неделю с понедельника и способны хорошо трудиться в этот день. Четырехдневный график позволит работать со вторника по пятницу или брать выходной в середине недели. Кто-то любит спокойные субботы и отсутствие людей в офисе.
6. За счет трех выходных работники получают больше времени для своих увлечений, творческого развития, дополнительного обучения и самосовершенствования. Все это может положительно отразиться на работе.
7. Четырехдневная рабочая неделя способствует снижению транспортного трафика в городах и вредных выхлопов, а также расходов на топливо и проезд.
Но за чей счет все эти блага? За счет зарплатного фонда предпринимателей. Одно можно сказать наверняка: предприниматели вряд ли смогут сохранить фонд оплаты труда на том же уровне при четырехдневной неделе. На освободившийся рабочий день придется нанимать сотрудников, это означает, что фонд оплаты труда вырастет на 20%. Редкая компания сможет легко изыскать на это средства. Газета «Ведомости» предлагает несколько путей решения этой проблемы:
1. Можно не платить прежнюю зарплату, рассчитанную для пятидневной рабочей недели, при четырехдневке. Ни технических, ни законодательных ограничений нет. Самый простой способ — сотрудники просто будут недополучать премии.
2. Можно сократить штат, принять на работу сотрудников на меньшую зарплату, ликвидировать компанию. Статья 34 Конституции гарантирует свободу предпринимательства, а статья 22 Трудового кодекса дает работодателям право заключать, изменять и расторгать договоры. Компания просто расстанется с теми, кто получает прежнюю зарплату, и примет в штат тех, кто готов получать зарплату на 20% меньше.
3. Можно ввести ряд денежных надбавок, зависящих от объема работы. Все это в итоге позволит снизить фонд оплаты труда на 20%. Хотя этого снижения может оказаться недостаточно. Если нет цели снижать объемы производства, придется создавать новые рабочие места, а их обслуживание тоже стоит денег.
«Что же станут делать сотрудники, у которых снизится зарплата, но появится день отдыха? Некоторые работники с радостью воспримут изменение. Но многие, и так получая небольшую зарплату, начнут искать дополнительные заработки, тем более что появятся длинные выходные. Схема простая: четыре дня работы на одном месте, затем три дня — на другом. Фактически это означает труд без выходных, что скажется на продуктивности работников. А значит, идея инициаторов о росте производительности труда выглядит сомнительной. А вот кто точно не останется в накладе — юристы. Любое изменение законодательства — повод для обращения к ним, чтобы избежать нарушений изменившихся законов», — резюмирует издание.
Фото: 1istochnik.ru