Все участники форума сошлись во мнении, что главной угрозой является возможный крах «совместного всеобъемлющего плана действий» по Ирану. Такой вариант развития событий подогрет выходом США из сделки и последующими заявлениями иранского руководства о частичном прекращении своих обязательств, продолжении обогащения урана и создании соответствующей инфраструктуры.
«Кризис ядерной сделки с Ираном угрожает обвальной нуклеаризацией не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире, — отметил президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор. — Поскольку реальное прекращение действия СВПД фактически возвращает обстановку острого кризиса вокруг иранской ядерной программы до состояния, при котором Иран способен создать ядерное оружие в кратчайшие сроки, не более чем за год. Иран в настоящее время нарушает одно за другим ограничения и запреты, принятые в рамках СВПД, открыто препятствуя законным операциям МАГАТЭ».
Вячеслав Кантор заявляет, что в Иране продолжаются испытания ракет повышенной дальности. Кроме того страна обладает достаточным количеством ракетных комплексов, способных поразить Израиль, и страны Европы. Эксперты считают, что дальнейшая эскалация политической напряженности на ближнем востоке ведет к одному из самых опасных региональных кризисов, разрастающемся на фоне противостояния великих мировых держав и трагических последствий пандемии COVID-19.
По итогам форума эксперты подготовят заключительный документ с выводами и рекомендациями по предотвращению развития кризиса, который будет представлен главам государств, официальным лицам и руководителям СБ ООН, МАГАТЭ и в другие международные организации.
Отметим, что кроме Вячеслава Кантора в конференции приняли участие профессор Стэнфордского университета, экс-министр обороны США Уильям Перри, президент Пагуошского движения учёных Серхио Дуарте, директор Центра по изучению проблем нераспространения имени Дж.Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований Уильям Поттер, председатель Оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Дворкин.
Напомним, что соглашение по урегулированию иранской ядерной программы было подписано 14 июля 2015 года при участии шести международных посредников: России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии. План предусматривает постепенное снятие санкций с Ирана в обмен на отказ от разработки ядерного оружия и высокообогащённого урана, проведения НИОКР в этой области, строительства инфраструктуры, реакторов на тяжёлой воде и контроль со стороны МАГАТЭ. В мае 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения, а ровно год спустя Иран заявил о прекращении выполнения ряда пунктов плана. Первого июля 2020 года спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук заявил, что для предотвращения получения Ираном ядерного оружия США может применить военную силу.