Чего ожидать от новой волны ковида, что такое лонг-ковид, стал ли коронавирус менее опасным и почему в Европе больных легкой формой COVID-19 не лечат? На эти вопросы ответил врач-инфекционист, кандидат медицинских наук Андрей Поздняков.
– Когда ожидать пика новой волны? Есть предположение, что пятая волна будет затяжной, потому что впереди осень – так ли это и почему?
– Я не думаю, что будет взрывной пик и резкое падение. Вероятно, пик будет растянут по времени и случится в конце августа-в сентябре. Ковид – не сезонное заболевание. Подъемы заболеваемости зависят от того, как вирус накапливается в популяции и как популяция теряет свою иммунную прослойку. Сейчас произойдет подъем заболеваемости, снова увеличится иммунная прослойка и вирус утихнет.
– Сейчас уже идет подъем заболеваемости. Это подходящее время для вакцинации/ревакцинации?
– Рост заболеваемости действительно есть и он кратный, т.е. число случаев увеличивается в разы. Около трех недель назад заболеваемость составляла около 4-х тыс. случаев, сейчас – уже 20 тыс.
Что касается вакцинации: если человек не болел и не прививался вообще, сейчас не лучшее время проходить вакцинацию. Лучше переждать этот подъем заболеваемости. Однако ревакцинироваться сейчас можно и нужно. Омикрон и его подштаммы, особенно у ранее вакцинированных и переболевших, обычно протекает как респираторное заболевание без тяжелого течения.
– Насколько эффективны существующие вакцины против новых штаммов ковида?
– Уже есть информация о том, что эффективность действующих вакцин частичная. Те вакцины, которые сейчас используются, разработаны на основе старых штаммов и их эффективность не такая высокая, как хотелось бы. Они защищают от осложнений и тяжелого течения заболевания. Важно понимать, что сейчас население уже иммунизированное и сам омикрон не вызывает такой тяжести и осложнений. Тем не менее, сейчас от вакцин хотелось бы большей эффективности.
– В чем особенности новой волны? Ожидается ли массовая госпитализация?
– Массовой госпитализации быть не должно. Мы уже увидели массивную волну в январе-феврале этого года, когда были сотни тысяч новых случаев в сутки, но массовой госпитализации не было. Вероятно, в эту волну все пройдет по похожему сценарию.
Однако через 1-2 месяца можно ожидать других госпитализаций: с сосудистыми осложнениями, с эндокринологическими патологиями и др. Эти госпитализации уже будут не в инфекционный стационар, а в профильные отделения. Сейчас ковид опасен не острым периодом, а теми осложнениями, которые могут проявиться в долгосрочной перспективе.
– В России сейчас назначают противовирусное лечение, а во многих странах Европы ковид перестали отслеживать и лечить «если пациент не умирает». Почему так происходит?
– Пациентам с легким течением заболевания назначается симптоматическое лечение и самоизоляция. Противовирусное лечение дают пациентам только по клиническим показаниям: пожилой возраст, фоновая патология, давняя иммунизация и т.д.
– Истории про лонг-ковид и постковидный синдром также актуальны?
– К сожалению, постковидный синдром и лонг-ковид (долгий ковид, период симптоматики составляет от 4-х недель и более - прим. ред.) тоже никто не отменял даже при относительно «благоприятных» штаммах. Здесь уже тоже доказано, что лонг-ковид и постковидный синдром развивается у людей с ненапряженным иммунным ответом. У вакцинированных не развиваются эти осложнения и заболевание протекает в легкой форме или не развивается вообще.
Напомним, ранее главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова выступила за срочную вакцинацию от COVID-19.
Подготовлено по материалам пресс-службы компании «Инвитро»
Фото: stock.adobe.com